Чем лучше утеплить гараж? Материалы для утепления гаража. Какой материал выбрать для утепления гаража, и как его использовать Утепление гаража стекловатой
Гараж сможет защитить ваш автомобиль от осадков, но от низкой температуры без надёжной теплоизоляции не спасёт. Резкие изменения температуры негативно отразятся на состоянии машины: металл начнёт покрываться ржавчиной, а в салоне может появиться грибок. Для создания благоприятных условий хранения авто нужно подумать о том, как утеплить гараж изнутри, и желательно дёшево.
Гаражи в основном строят из шлакоблока, кирпича и иногда металлических изделий. Толщина стен из шлакоблока или кирпича чаще всего бывает в пределах 120-250 мм. Они практически не защищают помещение от низкой температуры, поэтому для комфортной работы их нужно надёжно утеплять.
При внутреннем утеплении гаража не нужно заделывать все отверстия – это не улучшит теплоизоляцию, но может стать причиной появления определённых проблем . Без постоянного проветривания влага из воздуха будет конденсироваться на металле, и он начнёт ржаветь. Кроме того, вентиляция предотвращает скапливание вредных газов в гараже.
Где лучше утеплять гараж – снаружи или внутри
Внутреннее утепление гаража – бесспорно, более выигрышный вариант в сравнении с внешним
Многие хозяева гаражей утверждают, что лучше делать теплоизоляцию снаружи гаража, истолковывая это экономией внутреннего пространства. Но не стоит забывать, что некоторые утеплители выделяют в воздух вещества, способные повредить здоровью. Внутри помещений их использовать не стоит, а вот для наружной теплоизоляции они подойдут отлично.
Ещё один плюс в пользу внутреннего утепления – на используемые материалы меньше воздействует окружающая среда. Ведь какой толк от утеплителя, если он намокнет? При внутренней теплоизоляции такое развитие событий исключено.
Выбираем подходящий материал
Большинство утепляющих материалов производят из отходов производства. Для этого используют:
- Целлюлозу;
- Стекло;
- Различные химические вещества.
Чем меньше стоит утеплитель, тем больше у него можно найти недостатков . Существует большой список распространённых материалов. При выборе среди них подходящего для ваших условий нужно учитывать как их положительные свойства, так и недостатки.
Минеральная вата
Среди множества вариантов минеральной ваты лучше остановить выбор на базальтовой
Этот материал используют несколько десятилетий. Есть несколько разновидностей минеральной ваты, лучшей из которых считается базальтовая. Она прекрасно защищает от шума и сохраняет тепло, при этом не ухудшая циркуляцию воздуха в гараже.
Производят материал в виде мягких, полужёстких и жёстких матов. Последний вариант является наиболее предпочтительным. Жёсткие плиты удобно крепить, у них высокие эксплуатационные качества. Жёсткая минвата не будет сползать с поверхности стен, в отличие от мягкой.
Для работы с минеральной ватой не нужны специальные инструменты, поэтому многие хозяева гаражей выбирают этот материал для утепления.
Учтите! Для минеральной ваты недопустимо даже малейшее увлажнение – сырой материал плохо сохраняет тепло. При расчёте затрат на теплоизоляцию гаража нужно прибавить затраты на эффективные гидро- и пароизолирующие материалы.
Стекловата
Кроме дешевизны, у стекловаты нет особых плюсов
Это один из наиболее дешёвых утепляющих материалов, и это его единственный плюс. Работать со стекловатой нужно, только используя защитные средства, так как при попадании в глаза или на кожу её частички вызывают покраснение, сильный зуд и даже микротравмы.
Стекловату нужно надёжно защищать от влаги, поскольку при намокании она теряет теплоизолирующие свойства и комкается. Кроме того, в помещении, где она используется, стоит неприятный запах.
Пенопласт
Пенопласт долговечен и прост в обращении, но плохо пропускает воздух
Для внутреннего утепления гаража нередко используют пенопласт. Это дешёвый и долговечный теплоизолирующий материал, который способен защищать ваш гараж несколько десятилетий. Пенопласту не страшен грибок и насекомые, он совсем не гниет, да к тому же легко режется. Крепить его можно без помощников, он мало весит и удобен в работе.
Но есть у пенопласта и недостатки. Утеплитель почти не пропускает воздух, поэтому в помещении, где его используют, необходимо создать хорошую вентиляционную систему, а участки стыковки отдельных листов – надёжно герметизировать, иначе начнёт скапливаться конденсат. Ему не повредят многие химические вещества, но могут разрушить прямые лучи солнца. Кроме того, в пенопласте могут поселиться мыши – без специальных защитных мер грызуны способны уничтожить его всего за пару лет службы.
Пенополиуретан
Пенополиуретан высоко ценится владельцами гаражей благодаря стойкости к воздействию внешней среды. После нанесения он расширяется, ликвидируя все пустоты и щели, и надёжно пристаёт к материалу стен, поэтому конденсат под ним не сможет собираться. Когда пенополиуретан застывает, формируется плотный гидрофобный слой. Материал не горит и способен служить более 50 лет.
Но, как и у любых других материалов, у этого теплоизолятора есть минусы. Самый важный из них – сложности с нанесением материала. Монтаж пенополиуретана можно выполнить только с помощью специального оборудования, и лучше всего, чтобы это делали специалисты.
Отражающая теплоизоляция позволяет направить тепло внутрь помещения
Плюс фольгированной теплоизоляции в том, что тепло отражается внутрь в помещение. Толщина отражающего слоя может доходить до 50 мм. Такие материалы существенно снижают теплопотери гаража, ведь они происходят в результате потерь инфракрасного излучения. Но они не способны повлиять на индукционные и конвекционные потери тепловой энергии, и это серьёзный минус.
Тёплая штукатурка
Если в вашем гараже стены сделаны из кирпича или шлакоблока, можно для его теплоизоляции использовать утепляющую штукатурку. При её изготовлении в состав включают особые добавки, сохраняющие тепло: вермикульт, обработанные опилки или пенополистирол.
У этого утеплителя хорошие теплоизоляционные свойства, но, чтобы такое утепление было эффективным, необходимо наносить на поверхность стен толстый слой материала, что увеличит нагрузку на конструкцию гаража.
Утепляющая краска
Этот материал изготавливают в виде жидких полимеров, в которые добавляют синтетические компоненты. Получающееся в результате покрытие хорошо сохраняет тепло. Слой тёплой краски толщиной 1 мм сохраняет тепло так же, как слой минеральной ваты толщиной 50 мм. Когда он полностью застынет, создаётся плотный слой.
Покрытие не мешает циркуляции воздуха и одновременно защищает поверхность от проникновения воды. Теплоизолирующую краску можно использовать для отделки металлических и деревянных поверхностей. Кроме того, она хороша тем, что её очень просто наносить на стены.
При утеплении гаража обработке подлежат все поверхности
Для надёжной теплоизоляции гаража необходимо защитить не только стены, потребуется также утеплить пол, въездные ворота, поверхность пола и потолок . Ассортимент подходящих для этого материалов огромен, и можно выбрать то, что нужно для определённой постройки. Чаще всего останавливаются на минеральной вате или пенопласте, а пол в основном утепляют керамзитом.
Имеет смысл сочетать разные теплоизоляторы, поскольку строительные конструкции возводят из разных материалов.
Теплоизоляция пола
Если вы купили гараж с неутеплённым полом, решить проблему будет затруднительно
Пол в гараже чаще всего делают бетонным, поэтому утеплять его желательно во время заливки . Если же вы приобрели уже готовый гараж, то пол будет сложно защитить от холода, так как во время работ поверхность его станет намного выше. Альтернатива – удалить часть грунта и опустить уровень пола.
Последовательность проведения работ:
- Почву выравнивают и хорошо утрамбовывают;
- Насыпают слой песка в 10-20 см, и его тоже тщательно уплотняют;
- По готовой песчаной подушке делают бетонную стяжку, после чего ждут схватывания раствора;
- В качестве теплоизолятора применяют керамзит;
- Утеплитель смешивают с цементом и готовят на этой основе бетонный раствор;
- Заливают получившейся смесью пол и ждут, пока поверхность отвердеет;
- По окончании работ делают финишную стяжку.
Готовый пол не стоит использовать около месяца – этот срок необходим для качественного затвердения бетона.
Схема пола, устраиваемого на грунте
Утепление потолка
Тёплый воздух, по законам физики, поднимается вверх, поэтому потолок нужно утеплять обязательно. Для этого лучше всего использовать пенопласт.
Последовательность проведения работ следующая:
- Выбор способа крепления зависит от материала перекрытия. На деревянный потолок можно крепить пенопласт простыми гвоздями. На бетонное перекрытие нужно предварительно сделать каркас, в котором и размещают и теплоизолирующий материал. Пенопласт в этом случае можно закрепить скотчем, после чего закрыть фанерой или декоративной обшивкой;
- Все зазоры и щели заделывают пеной;
- Фанерную поверхность на потолке пропитывают антисептиками, хорошо зачищают и после этого красят.
Для утепления потолка в гараже лучше всего подойдёт пенопласт
Теплоизоляция стен
Стены чаще всего утепляют минеральной ватой
Для утепления стен из металла нужно предварительно выровнять погнутые участки. Как теплоизолятор желательно использовать теплоизолирующую краску, пенополиуретан или пенопласт. Для гаражей, возведённых из кирпича или шлакоблока, в основном применяют минеральную вату.
Последовательность проведения работ с минеральной ватой:
- Стены очищают, подготавливают каркас;
- В готовый каркас укладывают теплоизолирующий материал, фиксируя его специальными крюками;
- Утеплитель закрывают пароизолирующим материалом;
- Декоративная отделка подойдёт любая, монтируют её после укладки пароизоляционного слоя.
Утепление пенопластом:
- Поверхность выравнивают и подготавливают;
- Крепят пенопласт с помощью клея, равномерно прижимая по всей площади;
- Листы нужно размещать встык, заделывая все зазоры пеной;
- После отвердения пены все выступающие излишки удаляют;
- Стены шпаклюют и покрывают подходящей краской.
Внимание! Не забывайте, что пенопласт при пожаре начинает выделять токсичные соединения в воздух. Необходимо выполнять правила безопасности и обязательно иметь наготове в гараже работоспособный огнетушитель.
Утепление ворот
Металлические створки ворот удобно защитить от холода с помощью пенопласта. Неплохо сделать тепловую завесу, для этого перед воротами подвешивают толстую плёнку или плотную ткань.
Последовательность работ по утеплению ворот следующая:
- В первую очередь на воротах делают обрешётку, после чего в ней с помощью дюбелей или клея закрепляют листы утеплителя;
- Любые зазоры, швы и стыки между листами заделывают пеной, чтобы ликвидировать мостики холода;
- Уложенный в обрешётку пенопласт выравнивают шпатлёвкой, покрывают краской или защищают листами декоративной обшивки;
- После этого в качестве тепловой завесы перед воротами на всю высоту гаража подвешивают полиэтиленовые полосы шириной 20-30 см.
Каждый хозяин гаража решает самостоятельно, как ему удобно утеплить гараж. При этом важно выбрать надёжный способ защиты от холода. Лучше всего – обратиться за советом к профессионалам, которые помогут подобрать подходящие материалы, чтобы утепление гаража обошлось вам недорого, и теплоизоляция получилась долговечной и эффективной.
Самостоятельное утепление гаража изнутри дает возможность за приемлемую стоимость обеспечить оптимальные условия для круглогодичного хранения автомобиля.
Чтобы ваша машина чувствовала себя в зимний период в гараже комфортно, требуется создать для нее специальные условия. В холодное время года температура в автодомике должна находиться на уровне около +5°. Не нужно натапливать гараж до более высоких показателей, так как есть риск того, что транспортное средство покроется «испариной» при поступлении с улицы морозного воздуха, что может вызвать ржавление различных частей автомобиля.
Кроме того, следует позаботиться о достаточном поступлении в дом для машины свежих воздушных потоков. За один час транспортное средство должно обдуваться примерно 180 кубическими метрами воздуха. Эти два требования нужно учитывать, решив выполнить своими руками утепление металлического или любого другого автодомика.
В настоящее время теплоизоляция гаража может производиться разными материалами, которые характеризуется собственными показателями теплопроводности. Это также следует принимать во внимание. Далее мы приводим величины (в Вт/м*К) теплопроводности популярных материалов, с помощью которых выполняют утепление своими руками:
- 0,038 – минеральная вата и пенополистирол (пенопласт);
- 0,043 – стекловата;
- 0,171 – керамзит;
- 0,28 – пенобетон;
- 0,52 – керамический кирпич;
- 0,64 – шлакоблок.
Материалы для теплоизоляции гаража
Максимальной теплопроводностью (0,9) характеризуется силикатный кирпич.
Чем меньше теплопроводность материала, тем более высокими характеристиками теплоизоляции он обладает. Это значит, что утепление гаража изнутри разумнее производить пенополистиролом, нежели кирпичами либо шлакоблоком.
Также немалое значение имеет и тепловая инерция. Под этим понятием подразумевают скорость увеличения температуры на поверхности того или иного утеплителя. Простыми словами можно сказать, что стена будет нагреваться тем дольше, чем выше у материала показатель тепловой инерции.
Если вы планируете своими руками утеплить постройку, где зимой хранится ваше авто, специалисты советуют придерживаться общего правила. Оно гласит: изнутри стены защищают от холода так, чтобы тепловая инерция материалов увеличивалась (снаружи внутрь), а теплопроводность – уменьшалась. Достаточно соблюдать этот принцип, и тогда ваш гараж станет надежным пристанищем для транспортного средства.
Утепление своими руками автолюбители обычно осуществляют при помощи минераловатных, полимерных и стекловолокнистых изделий. Они сравнительно просты в монтаже, располагают хорошими эксплуатационными показателями и имеют доступную стоимость, что позволяет сделать теплоизоляцию гаража дешево и с гарантией качества.
Очень давно используется минеральная вата. Она доказала свою эффективность в вопросах теплоизоляции автодомиков. Но в последнее время ее применяют все реже. Причин здесь несколько:
- Относительно высокая стоимость материала.
- Повышенная чувствительность минваты к влиянию влаги (требуется в обязательном порядке сделать гидроизоляцию, а это, как вы понимаете, увеличивает затраты на утепление гаража).
Минеральная вата
Дешевле стоит стекловата. Но «минусов» у этого материала еще больше. Он причисляется к группе огнеопасных изделий, а также боится высокой влажности. Поэтому желающих использовать стекловату находится мало.
Наиболее востребованным утепляющим материалом в наши дни принято считать пенопласт. Недостатки у него почти полностью отсутствуют. Он не пропускает влагу и характеризуется замечательными теплоизоляционными показателями, не гниет, на его поверхности никогда не появляется грибок. По цене пенопласт более чем «демократичен». А смонтировать его своими руками изнутри автодомика сможет любой автолюбитель.
Минусом пенопласта можно считать лишь его горючесть. Но и эта проблема нынче отошла на второй план. Современные производители изготавливают пенопласт, который на заводе обрабатывается антипиреном. Это вещество тушит материал сразу же после его возгорания.
Рассмотрим, как выполнить защиту стенок гаража от холода при помощи пенопласта. Сделать это легко:
- Изготавливаем обрешетку из деревянных досок размерами 3х3 или 2х2 см. Их следует смонтировать по периметру стены, выдерживая шаг не менее 0,8 м.
- Приклеиваем пенопласт к сделанной обрешетке (это будет первый слой утеплителя на стены).
- Монтируем еще один слой теплоизолятора. Причем второй слой крепят так, чтобы стыковочные швы слоев не совпадали (то есть в шахматном порядке). Доказано, что такая схема обеспечивает максимальную защиту гаража и машины от холодного воздуха.
Вы утеплили стены автодомика изнутри, потратив минимум времени и средств. Декорировать их также можно недорогим материалом – обычной вагонкой или фанерными листами.
Декорирование гаражных стен вагонкой
Защитив стены от холодного воздуха, можем переходить к теплоизоляции ворот гаража. На металлический или любой иной автодом обычно монтируются сварные конструкции. Такие ворота делают из нетолстой стали (максимум 3 мм), которая не может гарантировать достойного уровня утепления постройки.
Теплоизолировать въезд в гараж своими руками совсем несложно. Процедура выполняется примерно так же, как и изоляция стенок – при помощи пенопласта. Его необходимо приклеивать максимально качественно и плотно – нельзя допустить появления воздушной прослойки (используйте тот же клеящий состав, который вы применяли, утепляя стены гаража).
Теперь нам требуется сделать каркас из древесины (на него впоследствии мы смонтируем обшивку гаража). Изготавливается такой скелет из деревянных брусков 6х6 см. Обязательно применяйте строительный уровень при выполнении этой работы. На каркас мы установим доски небольшой толщины и закроем этой конструкцией ворота. Их можно будет покрасить обычной «водоэмульсионкой» либо придумать другой вариант декорирования.
Если вы смогли утеплить своими руками ворота и стены, затруднений с теплоизоляцией потолка изнутри у вас возникнуть не должно. Здесь важно знать несколько нюансов.
Крыша и потолок в гараже являются одной и той же конструкцией. Если ваш автодомик сделан из пеноблоков либо кирпичей, его крыша выполняется обычно из плиты перекрытия (железобетонной). У металлического гаража потолок делается в виде «скелета» из стальных уголков, на которые прикреплены железные листы. А вот в каркасных домах для авто потолок сделан на балках из древесины.
Потолок автодомика на балках из древесины
Утеплить все эти виды потолочных конструкций можно двумя методами:
- Создать фальш-потолок и наполнить пространство между ним и базовой крышей теплоизолирующим материалом.
- Прикрепить утеплитель прямо к потолку по методике, рекомендованной для конкретного изолирующего материала.
Если вы хотите использовать пенопласт, приклейте его жидкими гвоздями к крыше металлического или деревянного гаража, смонтируйте направляющие и накройте слой теплоизоляции любым легким материалом. Лучше всего для этих целей подойдет фанера. К направляющим ее крепят .
Когда требуется утеплить своими руками потолок из плит перекрытия, скелет монтируется на уголки из металла. Клеящие составы тут не помогут. Обратите внимание – вам нужно будет зафиксировать уголки на шурупы, которые предварительно помещаются в дюбеля из пластика.
Чаще всего полы в боксах для хранения машин делаются из бетона. Теплоизолируются они перед заливкой бетонной смеси. Порядок выполнения работ таков:
- Утрамбовываете земляное покрытие.
- Делаете подушку из песка (достаточной является толщина около 10 см) и трамбуете ее.
- Заливаете 10-сантиметровый слой бетонной стяжки и просушиваете его.
- Насыпаете на стяжку речной мелкий песок либо керамзит, смешанные с цементом и водой. Керамзит или песок как раз и выполняют функцию утепляющего материала.
- Просушиваете сделанный теплоизолирующий слой на протяжении недели, а затем заливаете финишный бетонный пол.
Теплоизоляция полов перед заливкой бетонной смеси
Нам остается только добавить, что напольное покрытие из бетона с утеплителем можно эксплуатировать через месяц после выполнения всех описанных процедур. Именно тогда оно станет по-настоящему прочным.
Техническое состояние автомобиля зависит не только от особенностей эксплуатации, но и от условий его хранения. Неутепленный гараж отлично защищает машину от дождя и снега, что снижает вероятность появления ржавчины. Однако температурные перепады не идут на пользу металлу, и техника выходит из строя. Проблему можно решить двумя способами: утеплить гараж или обустроить систему отопления. Что лучше? Как утеплить гараж изнутри дешево и надежно? Рассмотрим варианты.
Отапливать или утеплять – вот в чем вопрос
Идеальная температура для хранения автомобиля – +5 градусов. Она некомфортна для человека, но именно в таких условиях механизмы меньше подвергаются разрушительному воздействию коррозии. Также машину следует оберегать от резких перепадов: разница температур внутри и снаружи помещения должна быть минимальной. Поэтому подключать гараж к системе отопления и добиваться «человеческих» +20 градусов нежелательно.
Утепленный гараж на две машины
Почему такой режим оптимален для машины? Если в помещении слишком жарко или холодно, в механизмах начинает скапливаться конденсат. Это способствует возникновению коррозии. Из-за повышенной влажности интенсивно размножаются грибки и плесень, что негативно сказывается на состоянии салона. К образованию конденсата приводят и резкие перепады температур, когда машина въезжает с мороза в излишне теплое помещение.
Основные требования к утеплению гаража
Для строительства гаражей чаще всего выбирают кирпич, шлакоблок или металл. Толщина кирпичных и шлакоблочных стен обычно составляет 120-250 мм. Они плохо защищают от холода, поэтому нуждаются в качественной теплоизоляции. Необходимо добиться т.н. «эффекта термоса», чтобы помещение как можно медленнее остывало и прогревалось.
При утеплении гаража изнутри не нужно стремиться заделывать все вентиляционные отверстия. Это мало скажется на качестве теплоизоляции, зато может привести к появлению других проблем. Если нет доступа свежего воздуха, влага не испаряется и на металле появляется ржавчина. Кроме того, в помещении скапливаются вредные газы. Если нет вытяжки или вентиляции, это может стать фактором риска для людей.
Как утеплять – изнутри или снаружи
Многие владельцы автомобилей ратуют исключительно за наружное утепление, объясняя это экономией пространства внутри помещения. Есть и более весомые аргументы, например, забота о здоровье людей.
Обратите внимание! Некоторые эффективные утеплители выделяют вредные вещества в атмосферу. Их нежелательно использовать внутри помещений, а вот для наружной теплоизоляции они прекрасно подходят.
Выбирая, чем обшить гараж снаружи, можно меньше внимания обращать на экологичность материалов и покупать, ориентируясь на эксплуатационные характеристики и цену.
Имеет смысл утеплить гараж изнутри. В этом случае материалы меньше подвергаются воздействию негативных факторов окружающей среды. При намокании теплоизоляторы изменяют свои свойства. Если они находятся внутри помещения, то служат гораздо дольше.
Совет. Если бюджет позволяет, лучше всего утеплять гараж изнутри и снаружи.
Обзор рынка материалов: выбираем лучшие
Большинство материалов для теплоизоляции изготовлены из отходов производства. В их состав входят стекло, целлюлоза, агрессивные химические вещества и т.п. Чем дешевле изолятор, тем больше недостатков он имеет. Предлагаем обзор популярных материалов с акцентом не только на их плюсы, но и на минусы, ограничения в применении.
Монтаж минваты на потолок
Вариант #1: минеральная вата
Это традиционный теплоизолятор, который применяют уже не одно десятилетие. Есть несколько разновидностей минваты, среди которых лучше всего зарекомендовала себя базальтовая. Она является отличным тепло-, звукоизолятором, не нарушает микро циркуляцию воздуха в помещении.
Минеральную вату выпускают в виде твердых, мягких или полужестких матов различной толщины. Твердые плиты удобнее всего в монтаже и отличаются более высокими технико-эксплуатационными характеристиками. Кроме того, жесткие маты не сползают со стен и не сбиваются книзу, как иногда случается с мягкими.
Технология монтажа относительно простая. Для работы не требуется специального оборудования, поэтому многие владельцы выбирают минвату для утепления гаража изнутри своими руками.
Обратите внимание! Минеральная вата плохо переносит воздействие влаги. Намокая, она гораздо хуже держит тепло. Рассчитывая расходы на материалы, следует добавлять стоимость качественных паро-, гидроизоляторов.
Схема утепляющего пирога с минватой
Вариант #2: стекловата
Стекловата – один из самых дешевых теплоизоляторов. На этом ее преимущества перед другими материалами заканчиваются. При монтаже стекловаты необходимо использовать средства защиты. Попадая на кожу или в глаза, частицы материала ранят, вызывают микротравмы, зуд, покраснение.
Утеплитель нуждается в качественной гидроизоляции. Если во время монтажа или эксплуатации на него попадает влага, стекловата комкается, утрачивает теплоизолирующие свойства. Еще один минус – запах. В помещении, утепленном изнутри стекловатой, еще долго неприятно пахнет.
Совет. Стекловату необходимо тщательно изолировать пленками или фольгой.
Стекловата для утепления стен гаража
Вариант #3: пенопласт
Решая, чем недорого утеплить гараж изнутри, многие выбирают пенопласт. Это дешевый, надежный и долговечный материал, способный прослужить несколько десятилетий. Он не гниет, не боится насекомых и грибка. Его можно резать обычными инструментами. Для монтажа не нужны помощники. Материал легкий, удобный в работе.
Как и все остальные теплоизоляторы, пенопласт не идеален. Он не пропускает воздух, поэтому в утепленном помещении нужно организовать качественную вентиляцию, а стыки между листами материала хорошо загерметизировать, чтобы не скапливался конденсат.
Пенопласт устойчив к воздействию многих химических соединений, но при этом боится прямых солнечных лучей. Его с удовольствием грызут мыши. Если не позаботиться о дополнительных мерах защиты, грызуны могут уничтожить утеплитель уже через пару лет после монтажа.
Вариант #4: пенополиуретан
Пенополиуретан относительно новый материал, но уже стал популярным. Его ценят за устойчивость к внешним воздействиям. Изолятор не боится влаги. После высыхания он образует плотное гидрофобное покрытие.
После нанесения пенополиуретан расширяется, заполняет все щели и пустоты, прочно прилипает к материалам, поэтому под ним не скапливается конденсат. Материал не поддерживает горение и может прослужить более полувека.
При всех достоинствах утеплитель не лишен недостатков, главный из которых – сложности с монтажом. Для нанесения пенополиуретана требуется специальное оборудование. Желательно, чтобы работу выполняли профессионалы. Все это ведет к удорожанию теплоизоляции, зато готовое покрытие оправдывает вложенные средства.
Нанесение пенополиуретана на металлические стены
Вариант #5: отражающая теплоизоляция
Преимущество изоляции с фольгированным слоем заключается в том, что тепловая энергия отражается обратно в помещение. В качестве утеплителя обычно используют пенополиуретан. Общая толщина многослойной отражающей теплоизоляции может достигать 50 мм.
Фольгированные материалы предотвращают теплопотери, которые происходят за счет инфракрасного излучения, но хуже справляются с теми, которые происходят при конвекции и индукции тепла. Это минус. А к плюсам следует отнести малую толщину изолирующего слоя, долговечность материалов и устойчивость ко всем видам воздействий.
Вариант #6: теплая штукатурка
Как еще можно утеплить гараж изнутри? Если стены изготовлены из блоков или кирпича, подойдет утепляющая штукатурка. В ее состав входят специальные добавки, которые хорошо держат тепло: пенополистирол, опилки или вермикулит.
Материал отличается неплохими теплоизоляционными характеристиками, однако чтобы он действительно был эффективными, приходится наносить толстый слой раствора. Это создает дополнительную нагрузку на строительные конструкции.
Совет. Теплую штукатурку лучше использовать в комбинации с другими видами утепляющих материалов.
Вариант #7: теплоизоляционная краска
Обдумывая способы, как утеплить железный гараж, обратите внимание на теплоизоляционную краску. Этот материал представляет жидкий раствор из полимеров с синтетическими добавками.
Готовое покрытие отличается хорошими теплоизоляционными свойствами. Если сравнивать его с минеральной ватой, то показатели различаются в 50 раз (1 мм теплой краски держит тепло так же, как 50 мм минваты).
После застывания слой раствора превращается в плотное паропроницаемое покрытие, которое не препятствует микро циркуляции воздуха и при этом защищает конструкции от воздействия воды. Материал подходит для деревянных, металлических поверхностей. Дополнительный плюс – простая технология нанесения.
Как утеплить гараж снаружи – пошаговая инструкция
Для наружной теплоизоляции следует выбрать водостойкие материалы, лучше всего – в виде жестких матов. Самый дешевый вариант – пенопласт. Его необходимо закрывать снаружи, поэтому придется закупать еще и отделочные материалы. Толщина утеплителя должна быть не менее 5 см. Также потребуются инструменты для разрезания плит, зубчатый шпатель для нанесения клея, крепеж.
Порядок работ:
- Подготовка поверхностей. Стены тщательно очищают от старых покрытий, выравнивают, обеспыливают. Трещины, щели, зазоры заделывают. Поверхности лучше обработать грунтовкой. Это необязательно, но очень желательно, чтобы клеевой состав хорошо схватился.
- Приклеивание листов. Листы смазывают клеем с помощью зубчатого шпателя, плотно прижимают к поверхности, контролируя силу давления, чтобы не повредить хрупкий материал. Первый ряд кладут на заранее подготовленную планку, закрепленную на дюбели. Остальные – в шахматном порядке.
- Дополнительный крепеж. Когда клеевой состав высохнет, каждый лист пенопласта следует дополнительно закрепить пластиковыми дюбелями.
- Оштукатуривание. После монтажа утеплителя его поверхность покрывают клеем слоем в 3-5 мм и укладывают стекло волоконную сетку, снова наносят клей и штукатурят.
- Завершающий штрих – покраска. Когда штукатурка полностью просохнет, ее красят фасадной краской. Количество слоев зависит от особенностей покрытия, поэтому следует внимательно читать рекомендации производителя.
Наружное утепление стен пенопластом
Как самому выполнить внутреннюю теплоизоляцию
Чтобы качественно утеплить гараж, нужно отделать не только стены, но и пол, потолок, ворота. Выбор материалов обширен, каждый автовладелец может найти именно те, которые подойдут для его помещения. Чаще всего останавливаются на пенопласте, минвате, а для пола покупают керамзит. Имеет смысл комбинировать теплоизоляторы, т.к. строительные конструкции выполняются из различных материалов.
Рассмотрим основные этапы работ по теплоизоляции гаража.
Теплоизоляция изнутри своими руками
Этап 1: утепление пола
Обычно пол в гараже заливают бетоном, поэтому теплоизолировать его лучше на этапе строительства. Если помещение куплено готовым, то от утепления придется отказаться, т.к. уровень пола существенно поднимется, что может создать неудобства. Альтернатива – вынуть лишний грунт и углубить пол.
Керамзит для бетонного пола
Порядок работ:
- Земляное покрытие пола выравнивают, тщательно уплотняют.
- Сверху на грунт засыпают слой песка в 10-30 см, утрамбовывают.
- Поверх песчаной подушки заливают стяжку, дожидаются высыхания раствора.
- В качестве утеплителя используют керамзит или песок. Материалы смешивают с цементом, разводят водой. Готовым раствором заливают пол, просушивают.
- Когда утепляющий слой высохнет, заливают финишную бетонную стяжку.
- По окончании работ пол нельзя эксплуатировать в течение ближайшего месяца. Это время нужно для полного затвердения материалов.
Этап 2: теплоизоляция потолка
Как утеплить потолок в гараже изнутри и зачем это нужно? Теплый воздух поднимается вверх – это всем известно из школьного курса физики, поэтому потолок обязательно нужно изолировать. В качестве утеплителя подойдет пенопласт. С учетом особенностей монтажа материалов на потолок, трудно найти альтернативу этому легкому и удобному изолятору. Иногда используют минвату.
Схема изоляции потолка минватой
Особенности монтажа пенопласта на потолок:
- Выбор технологии зависит от материала, из которого выполнено перекрытие. Если потолок деревянный, то пенопласт можно прикрепить непосредственно к поверхности обычными дюбелями или гвоздями.
- Если перекрытие – бетонная плита, придется монтировать каркас и укладывать теплоизолятор на него. В этом случае листы материала крепят скотчем, а потом прижимают наружной обшивкой.
- Щели и зазоры задувают пеной.
- Поверхность утепленного потолка можно обработать антисептиками, оштукатурить, покрасить.
Этап 3: утепляем стены
Перед тем как утеплить металлический гараж изнутри, необходимо выровнять стены, если они погнуты. В качестве теплоизоляторов лучше всего подойдут пенопласт, пенополиуретан и теплоизолирующие краски. Для помещений, построенных из блоков и кирпича, часто используют минеральную и стекловату.
Подготовка поверхностей к монтажу утеплителя
Как монтировать ватные изоляторы:
- Стены очищают от старых покрытий, изготавливают каркас.
- На каркас укладывают ватный утеплитель, закрепляя специальными гаками.
- Утеплитель защищают дышащими пароизолирующими пленками.
- Внешняя отделка может быть любой. Ее монтируют после укладки пароизоляции.
Подгонка листов минваты по размеру
Утепление металлического гаража пенопластом:
- Поверхности подготавливают, обезжиривают.
- Пенопласт монтируют на клей, плотно прижимая к стенам.
- Листы укладывают встык, зазоры задувают монтажной пеной.
- Когда пена затвердеет, излишки обрезают. Поверхности шпаклюют и красят.
Обратите внимание! При использовании пенопласта помните, что в случае пожара он выделяет ядовитые вещества в атмосферу. Нужно строго соблюдать правила техники безопасности, также желательно держать в гараже огнетушитель.
Нанесение монтажной пены на лист утеплителя
Этап 4: защищаем ворота
Как утеплить ворота гаража изнутри? Створки можно отделать пенопластом точно так же, как и металлические стены. Если этого недостаточно, можно сделать завесу. Для ее изготовления подойдет плотная ткань или толстая полиэтиленовая пленка.
Теплоизоляция стен и ворот
Общая схема утепления ворот гаража изнутри:
- Для начала изготавливают обрешетку, в ячейки которой потом вставляют листы утеплителя, крепят с помощью клея, дюбелей.
- Стыки, швы, зазоры тщательно заделывают, чтобы не образовались мостики холода.
- Пенопласт шпаклюют, красят или закрывают листами наружной обшивки.
- Когда работы по теплоизоляции будут закончены, перед воротами вешают завесу из полос полиэтилена шириной 20-30 см. Длина должна быть такой, чтобы между полом и завесой было расстояние 1-2 см.
Пенопласт на створках гаражных ворот
Видео: утепление гаража изнутри
Теплоизоляция пенопластом:
Утепление ворот отапливаемого гаража:
Утепление потолка в гараже минватой:
Каждый автолюбитель сам решает, как и чем утеплить гараж. Главное, чтобы он сам был уверен в надежности выбранных методов. Если есть сомнения, всегда можно посоветоваться с другими владельцами автомобилей, узнать, как они решали проблему. Еще лучше – обратиться за консультацией к профессиональным строителям. Они помогут правильно скомбинировать материалы, чтобы теплоизоляция была эффективной, долговечной и относительно недорогой.
Сегодня автомобиль является неотъемлемым элементом каждой второй семьи.
Поэтому вопрос надежного укрытия для этого средства передвижения стоит очень остро, особенно в регионах с длинными холодными зимами.
Подавляющее большинство автолюбителей используют для этих целей индивидуальные гаражи , возведенные из различных материалов.
Для надежной защиты от суровых климатических условий необходимо качественное утепление гаража. Однако, внутри этой постройки не требуется поддержание температуры и микроклимата как в жилом помещении. Если функция гаража заключается лишь в сохранении автомобиля от морозов и непогоды, достаточно поддерживать температуру внутри на уровне 5 – 10 градусов выше нуля.
Утепление гаража, как правило, осуществляется изнутри, это связано с несколькими факторами :
- В процессе эксплуатации отсутствует большая разница температур между внешней средой и внутригаражным пространством, поэтому появление конденсата не будет столь значительным и критичным, как в жилом помещении.
- В антивандальных целях. Многие гаражи находятся на значительном расстоянии от жилых застроек, в местах, где нет должного присмотра за ними, поэтому размещение утеплителя снаружи рискованно с точки зрения вандализма.
- Зачастую гаражи строятся в единый ряд, вплотную друг к другу, это исключает физическую возможность утепления снаружи.
Для полноценного утепления гаража изнутри необходимо произвести этот процесс на всех поверхностях: потолке, стенах, полу и воротах. При этом используются различные теплоизоляционные материалы.
Однако наибольшее распространение получили пенопласт, и более современный в силу своей дешевизны, простоте монтажа, устойчивости к гниению и влажности. Кроме того, низкая экологичность данных материалов, при использовании в гараже не имеет значения, в силу минимального времени нахождения в этом строении.
Важно: гаражи относятся к сооружениям с повышенной пожароопасностью, поэтому при выборе материала для утепления гаража, важно использовать негорючие марки, например, пенопласт марки ПСБ-С, пеноплекс марок НГ и Г1.
Утепление пола в гараже
Как правило, гаражи строятся непосредственно на грунте, к тому же пол в гараже испытывает повышенное давление , я связи с немалой массой автомобиля, поэтому к утеплению пола необходимо подходить с особой тщательностью:
- При наличии бетонного или пола, тщательно удаляется мусор, песок и другие инородное материалы. Земляной пол выравнивается по уровню, затем утрамбовывается с помощью вибропресса, или вручную. Сверху насыпается слой песка толщиной 5 – 10 см, и также утрамбовывается. Поверх песчаной подушки заливается бетонная стяжка с использованием армирования. Дальнейшие работы можно производить после полного отвердевания бетона.
- На подготовленную поверхность укладывается слой гидроизоляции с запасом 15 см на стены. Это может быть рубероид или толстая полиэтиленовая пленка. Швы тщательно проклеиваются синтетическим герметиком, или припаиваются. Материал тщательно разглаживается, полностью исключаются складки, в которых может скапливаться влага.
- Непосредственно на гидроизоляционный слой укладываются листы пенопласта или пеноплекса. Для утепления пола в гараже важно использовать плиты, обладающие высокой плотностью. Это марки ПСБ – 35 , ПСБ – 50 для пенопласта и П-75 для пеноплекса. Толщина плит зависит от конкретных климатических условий, обычно составляет 10 - 15 см.
- Сверху на утеплитель настилается гидроизоляционная пленка для защиты от влаги изнутри гаража. Она также может быть из рубероида или полиэтилена. Далее устанавливается арматурный каркас и заливается бетонная стяжка, толщиной 5-7 см с использованием демпферной ленты по периметру.
Важно: при заливке в гараже финишной бетонной стяжки, желательно делать небольшой уклон от боковых стен к центру пола, а общий уклон – к воротам, во избежание скапливания влаги при помывочных работах.
Утепление стен в гараже
При этом понадобится сам материал : или пеноплекс, клей или дюбеля с грибками, пароизоляционная пленка, гидроизоляционный материал.
Из инструментов необходимы : нож для разрезания плит, перфоратор, шуруповерт, пузырьковый уровень 1 – 1,5 м, монтажный пистолет с пеной.
Технология монтажа следующая:
- Поверхность стен очищается от пыли и грязи, обрабатывается антигрибковым и антикоррозийным (если гараж железный) раствором. Желательно покрыть поверхность стен, особенно железных, грунтовочным составом.
- На бетонные или кирпичные стены натягивается и приклеивается гидроизоляционная пленка. Может быть, как специальная, так и рубероид или полиэтилен. Все стыки проклеиваются, запас на пол и потолок – не менее 15 см . В железном гараже гидроизоляцию можно не применять.
- Специально предназначенный для полимерных утеплителей клей наносится на плиты материала равномерно по всей плите. После этого плиты приклеиваются к стене прямо на гидроизоляцию. Дополнительно каждый элемент закрепляется при помощи 5-ти дюбелей с грибками по периметру и в центре. Плиты наклеиваются снизу-вверх горизонтальными рядами по уровню. В железных гаражах дюбели не применяют. Стыки между плитами тщательно задуваются монтажной пеной.
- Толщина плит утеплителя должна быть не менее 10 см для стен кирпичного и бетонного гаража, не менее 15 см для железного гаража. В северных районах рекомендуется увеличить толщину в полтора-два раза. Если используются плиты меньшей толщины, необходимо укладывать их в несколько слоев перекрестным способом, полностью промазывая клеем каждый последующий слой.
- После монтажа плит пенопласта или пеноплекса, на них наносится толстый слой клея, полностью по площади, с тщательной промазкой всех швов и стыков. На клей сверху накладывается специальная армирующая сетка и снова промазывается клеем. Общая толщина финишного слоя клея может доходить до 15 мм.
- После полного высыхания клея стены можно покрасить, оштукатурить или отделать материалами для внутренней отделки помещений.
Важно: если в гараже планируется сооружение на стенах полок или стеллажей, необходимо заранее, до того, как приступать к утеплению, закрепить к стенам опорные элементы. Это могут быть деревянные бруски или металлические скобы.
Утепление крыши или потолка в гараже изнутри
Процесс напоминает утепление стен, но есть и некоторые отличия в зависимости от типа перекрытий :
- Крыша металлическая . Утепление производится полностью по той же технологии, что и утепление стен в металлическом гараже.
- Потолок из бетонных плит перекрытия . В обычном случае технология та же, что и утепление стен. Если планируется обшивать бетонный потолок отделочными материалами, необходимо предварительно закрепить к ним после укладки гидроизоляции деревянные лаги или металлические профили, между которыми уже укладываются плиты полиэтилена или пеноплекса. Листы отделки крепятся после укладки утеплителя к лагам или профилям саморезами.
- Деревянная крыша . В данном случае первым этапом также является укладка гидроизоляционной мембраны, которая крепится к элементам обрешетки с помощью строительного степлера. Затем с помощью саморезов с широкими шляпками к обрешетке крепятся листы пенопласта или пеноплекса, толщиной 10-15 см. Стыки задуваются монтажной пеной. При использовании пенопласта на утеплитель желательно уложить пароизоляционную мембрану, которая крепится к стропилам с помощью степлера. Затем, также к стропилам, набивается контробрешетка из деревянных досок или металлических профилей, к которой пришиваются листы материала внутренней отделки.
Важно: при утеплении крыши и стен гараж лучше использовать 2 слоя утеплителя, для того, чтобы уложить плиты внахлест и полностью закрыть стыковочные швы.
Специфика утепления гаража разными материалами
Для утепления гаража изнутри кроме пенопласта и пеноплекса используют и другие теплоизолирующие материалы :
- При утеплении железного гаража минеральной ватой , необходимо всегда использовать гидроизоляционную мембрану между стеной или крышей и слоем утеплителя. При этом необходимо оставлять воздушный зазор в 2-3 см. Кроме этого, сверху на минеральную вату обязательно укладывается слой пароизоляции, во избежание отсыревания материала. Плиты укладываются между металлическим или деревянным каркасом, который крепится к железной стене с помощью металлических болтов или сварки. Идеальным решением для утепления стен и крыши металлического гаража станет использование пенополиуретана или жидкого пенопласта. В таком случае нет необходимости использовать паро и гидроизоляцию.
- Гараж из бетонных блоков требует несколько меньший слой теплоизоляции, чем железный в силу наличия сопротивления холоду самого бетона. Его также можно утеплять с помощью минеральной ваты, с использованием гидро и пароизоляции. Ну и отличным решением станет напыление на все поверхности пенополиуретана.
- Кирпич , особенно пористый, имеет меньшую теплопроводность чем бетон, поэтому слой теплоизоляции может быть меньше в полтора раза. Отличным решением в гараже из кирпича станет теплоизоляция из минеральной ваты, в силу хорошей гигроскопичности кирпича.
Использование пенопласта и пеноплекса позволит значительно уменьшить время и объем работ при утеплении гаража. Легкость и простота монтажа позволяют осуществить этот процесс самостоятельно, без применения дорогостоящих материалов и инструментов.
При утеплении гаража своими руками необходимо помнить , о том, что без хорошей системы отопления теплоизоляционный слой не дает какой-то особой выгоды. В зависимости от площади и назначении гаража, могут применятся различные отопительные системы. Подробнее об отоплении гаража можно прочитать в статье « ».
В материале « » подробно рассказывается о таком важном моменте, как вентилирование гаража. Отсутствие должной вентиляции в гараже может привести к появлению грибков, плесени , повышенной влажности, что особенно критично для металлических устройств, коим является автомобиль.
Про утепление потолка в гараже изнутри своими руками посмотрите на видео:
Специализация: мастер в возведении гипсокартонных конструкций, отделочных работах и укладке напольных покрытий. Установка дверных и оконных блоков, отделка фасадов, монтаж электрики, сантехники и отопления - по всем видам работ могу дать подробную консультацию.
Такой вид работ, как утепление гаража можно без проблем выполнить самостоятельно. Но, чтобы сделать работу качественно и надежно, нужно знать все особенности технологии и выполнять несколько простых рекомендаций. Я расскажу вам о собственном опыте проведения работ, мой вариант максимально прост и по силам даже тем, кто не имеет опыта в этой сфере, достаточно повторить все действия.
Описание рабочего процесса
Я сталкивался с разными вариантами конструкции гаражей, и каждый из них нужно утеплять по-своему. Для достижения наилучшего эффекта вам нужно отделать 4 элемента сооружения, каждый из них представляет отдельный этап:
- Стены;
- Кровля;
- Двери.
Еще один нюанс, который ни в коем случае не стоит упускать при проведении работ своими руками – устройство качественной системы вентиляции. Нужно, чтобы приток воздуха составлял 180 м3 в час на 1 автомобиль, для этого достаточно стандартной трубы диаметром 110 мм.
Чтобы машина не покрывалась испариной, температура в зимний период не должна превышать +17 градусов. Оптимальный показатель +5, но если вы занимаетесь работами в гараже, то утепление должно быть более основательным.
Стены
Рассмотрение вопроса, как утеплить гараж, нужно начинать именно со стен, так как это самая большая часть конструкции. Лично я работал с такими вариантами:
- Бетонные стены;
- Деревянная конструкция;
- Металлическая система.
Технология утепления каждого из видов имеет свои особенности, поэтому выберите то решение, которое подходит лучше всего для вашего строения.
Утепление гаража из железобетонных плит или кирпича может производиться и изнутри, и снаружи, выбор конкретного варианта зависит от того, что удобнее в вашем случае. Лично я советую по возможности использовать наружное утепление, так как это более эффективный способ, при котором внутри стен не образуется конденсат.
Наружные работы производятся так:
- В первую очередь нужно очистить основание от грязи и пыли и проверить его состояние . При наличии трещин и повреждений их необходимо заделать, для этого можно использовать как цементный раствор, так и монтажную пену – она хорошо заполняет все полости и препятствует потерям тепла через них. Поверхность должна быть ровной и сухой, работать с мокрыми стенами нельзя;
- Затем производится обработка грунтовочным составом глубокого проникновения, он укрепляет поверхность и улучшает адгезию клеевого состава с поверхностью. Я советую использовать составы с антисептическими добавками, чтобы предотвратить появление плесени при попадании влаги;
- Не стоит тратить время, выясняя, какой утеплитель лучше, в гараже не нужно суперкачественное утепление, а достаточно обычного пенопласта толщиной 3 см. Если стены очень тонкие, то используется вариант 5 см. Листы приклеиваются на специальный состав, клей наносится не на всю поверхность, а только по периметру и в паре точек посередине. Работа проста, подробно я уже описывал ее в одном из обзоров;
- Через сутки можно продолжить работу, для надежности утеплитель дополнительно фиксируется дюбелями. По технологии их требуется по 5 штук на лист, но расход можно уменьшить, размещая элементы не на самом листе, а на стыках, так как показано на схеме. Длина крепежа должна быть на 5-7 см больше толщины используемого утеплителя;
- Наружная поверхность укрепляется армирующей сеткой и затягивается специальным составом
, этот процесс я также подробно описывал в отдельном обзоре, он несложен, хотя требует определенных затрат времени. Последний этап – либо нанесение декоративной грунтовки, либо окрашивание, тут все зависит от ваших пожеланий.
Второй вариант – деревянные строения. Если у вас каркасный вариант, то нужно закладывать пенопласт толщиной 10 см внутрь конструкции еще при возведении, мы же рассмотрим ситуацию, когда у вас уже возведено строение и его нужно утеплить: - Такие постройки проще утеплять изнутри, и работа начинается с набивки брусков, толщина которых должна быть такой же, как и толщина утеплителя, а шаг расположения таким же, как и размер используемых листов. Это избавит вас от лишней работы по резке элементов и их подгонке под каждую часть системы;
Расстояние между брусками должно быть на 3-5 мм меньше ширины пенопласта, тогда вы сможете ставить его очень плотно, и вам придется гораздо меньше уплотнять стыки впоследствии.
- Затем поверхность закрывается пароизоляционной пленкой, она крепится степлером и нужна для того, чтобы исключить проникновение влаги снаружи, но при этом беспрепятственно выпускать испарения изнутри. Не экономьте и сделайте пароизоляционный слой, он позволит заметно увеличить срок службы вашего гаража;
- Листы пенопласта плотно располагаются между брусками, при необходимости элементы режутся. Главное – обеспечить плотное примыкание всех элементов друг к другу. Как правило, после окончания укладки утеплителя щели все равно есть, проще всего заделать их с помощью монтажной пены, она отлично заполнит все пустоты, а после высыхания ее излишки легко срезаются строительным ножом;
- Финишная отделка может быть сделана с помощью разных материалов. Лично мне нравится влагостойкая ориентированно-стружечная плита, но можно применять и гипсоволоконные листы и влагостойкую фанеру и обычную деревянную вагонку. Первый вариант хорош тем, что отлично противостоит перепадам температур и при этом изначально имеет привлекательный внешний вид.
Наконец, третий вариант – металлический гараж, он может быть сделан из обычных листов или из профнастила, в любом случае нужно качественное утепление, так как железные конструкции плохо удерживают тепло. Для работы следует использовать пенопласт не тоньше 5 см толщиной.
Многие советуют крепить к стенам деревянный брусок или металлический профиль для создания обрешетки, но те, кто дает такие советы, видимо никогда не пробовали фиксировать каркас к металлической поверхности. Гораздо проще обойтись специальным клеем, который продается в таких же баллонах, что и монтажная пена, и отличается отличной надежностью, я клеил пенопласт с его помощью около 10 лет назад и до сих пор ни один лист не отвалился.
Современные конструкции гаражей делаются таким образом, что изнутри изначально установлен каркас, между которым очень удобно закладывать утеплитель. Те, кто используют не пенопласт, а минвату, часто задают вопрос, какой утеплитель лучше: листовой или рулонный – из профлиста делаются прочные, но холодные конструкции, поэтому лучше утеплять их понадежнее, а для этого больше подходит плотный вариант в виде плит.
Что касается рабочего процесса, то он достаточно прост:
- Нужно очистить поверхность от грязи и пыли, если она оцинкованная, то дополнительная обработка не требуется , а если использован обычный металлический лист, то основание в обязательном порядке обрабатывается грунтовкой;
- Затем можно начинать приклеивание листов, состав наносится не на всю поверхность, а только по периметру и посередине крест-накрест . Работа производится с помощью специального пистолета, который позволяет точно дозировать ;
- Щели на стыках можно заполнять все тем же клеевым составом, после высыхания его излишки отрезаются строительным ножом.
Крыша
На практике я уже несколько раз сталкивался с ситуацией, когда человек очень хорошо утеплил стены, но в гараже по-прежнему холодно. Это неудивительно – еще из школьного курса физики известно, что тепло всегда поднимается вверх, и если крыша в строении не очень добротная (а в гаражах она именно такая), то как минимум 80% тепла будет вылетать в небо.
Чтобы этого не произошло, мы разберемся с тем, как утеплить крышу гаража. Тут есть два варианта – наружная и внутренняя теплоизоляция.
Что касается первого варианта, то утепление крыши снаружи гаража используется на плоских кровлях из железобетонных плит перекрытия, также его применяют для конструкций из профнастила, ниже представлена общая схема такой кровли.
Для работы понадобится следующее:
Пароизоляционный материал | Он застилается на основание и обеспечивает надежную защиту поверхности от влаги, которая может вызвать коррозию или плесень. Важно приобрести качественный вариант, низкая цена чаще всего свидетельствует о невысокой надежности продукции, помните об этом |
Утеплитель | Тут лучше пользоваться не обычным пенопластом, а экструдированным пенополистиролом, так как этот вариант намного надежнее и прочнее. Технология предполагает двухслойное утепление, но можно обойтись и одним листом толщиной 5 см, этого вполне достаточно в нашем случае |
Кровельный материал | Есть два варианта: либо классический гидроизол, который нужно разогревать горелкой и приклеивать, либо более современная и практичная мембрана из ПВХ. Второй вариант проще в работе, но для склеивания элементов нужно иметь под рукой специальный паяльник, хотя если ширина конструкции не больше 3 метров, то никакие склеивания не нужны |
Инструкция по проведению работ выглядит так:
- На предварительно очищенное основание укладывается пароизоляционный материал . Стыки делаются с напуском в 10-15 см для надежной защиты, важно закрыть всю поверхность полностью;
- Следующий этап – укладка утеплителя, если вы используете экструдированный пенополистирол, то работа упрощается благодаря наличию пазов на торцах листов . В нижней части кровли лучше закрепить либо рейку, либо металлический уголок для того, чтобы сделать упор для утеплителя;
- Наконец, поверхность закрывается кровельным материалом, технология проведения работ зависит от выбранного варианта. Подробно рассматривать этот аспект мы не будем, так как наш обзор посвящен утеплению.
Вариант утепления изнутри мне кажется более эффективным, так как можно добиться так называемого эффекта термоса за счет правильной технологии работ:
- В первую очередь на поверхности закрепляется Пенофол – это утеплитель нового поколения , представляющий собой вспененный полиэтилен, одна сторона которого покрыта отражающим материалом. На деревянные конструкции материал фиксируется с помощью степлера, а на металлических лучше использовать вариант с самоклеящейся поверхностью;
- Затем на поверхности закрепляются рейки, высота которых должна быть равна толщине утеплителя . Каркас может быть более надежным, если вы будете проводить финишную отделку и может быть менее капитальным, если вы просто хотите утеплить потолок;
- Пенопласт плотно размещается в каркасе, для обеспечения большей надежности крепления все стыки обрабатываются специальным клеевым составом или монтажной пеной.
Пол
Еще одна часть конструкции, которую многие почему-то упускают из вида, а между тем через пол в гараж может беспрепятственно проникать холод. Чтобы этого не произошло, следует заранее позаботиться о его утеплении. Разберемся, как правильно проводить работы, тем более, что в процессе нет ничего сложного, если знать все нюансы этого процесса.
Я расскажу о трех вариантах утепления, вам нужно выбрать тот, который лучше подходит вашему гаражу. Если у вас еще нет стяжки и вы только строите гараж, то лучшим решением станет такая технология:
- Делается углубление по всей площади примерно на 40 см, то есть, вам нужно выбрать грунт и выровнять основание . После этого засыпается подушка из песка или гравия толщиной примерно 5 см, ее нужно выровнять и утрамбовать;
- Затем на пол кладется плотная пленка, которая будет служить гидроизоляционным барьером , она должна заходить на стены на 35-40 см. Все стыки проклеиваются скотчем, чтобы обеспечить максимальную надежность;
- Следующий этап – засыпание керамзита слоем 25-30 см, именно такая толщина обеспечивает хорошую теплоизоляцию , тонкий слой малоэффективен и быстро промерзает при низких температурах. На поверхность укладывается металлическая сетка, которая позволит укрепить поверхность и сделать ее устойчивой к появлению трещин;
- Последний слой – цементная стяжка, толщина которой должна быть не менее 5 см для обеспечения надежности . Такой пол будет не только очень прочным, но и весьма теплым.
Второй вариант во многом похож на первый, но вместо толстого слоя керамзита используется пенопласт толщиной 3-5 см, он укладывается на гидроизолированную поверхность, после чего пол заливается цементным раствором. Такой же способ можно использовать, если стяжка уже есть и ее нужно утеплить.
Для пола следует использовать пенопласт плотностью не менее 35 кг/м.куб., так как мягкие варианты могут прогнуться под весом автомобиля.
Еще один способ используется в случаях, когда в гараже делается деревянный пол на лагах. В этом случае некоторые советуют насыпать опилки или тот же керамзит, но эти варианты не очень эффективны, и стоит использовать пенопласт, его стоимость невысока, зато эффект будет намного лучше.
При этом рабочий процесс довольно прост:
- Неважно, куда укладываются лаги – на бетонное основание или на уплотненный грунт, поверхность в обязательном порядке закрывается гидроизоляционным материалом . Только так можно защитить деревянные элементы от воздействия влаги, которая неизбежно будет проникать из земли;
- Далее между лагами укладывается пенопласт или экструдированный пенополистирол . Важно разместить листы максимально плотно, тогда щели можно и не уплотнять, хотя при желании можно сделать и это. Утеплитель не обязательно должен заполнять все пространство, даже наоборот – между доской пола и пенопластом должна быть небольшая полость для движения воздуха;
- Последний этап – настил доски пола, тут все просто, главное выбрать прочный вариант, который без проблем выдержит вес автомобиля .
Двери
Этот элемент также требует самого пристального внимания, ведь двери в гараже очень большие и часто занимают практически целую стену. Качественное утепление гаража невозможно представить без теплых ворот, рабочий процесс выглядит следующим образом:
- Подготовка зависит от типа конструкции, если у вас двери из дерева, то по периметру нужно прибить брусок равный толщине утеплителя. Для металлической подготовительный процесс заключается в очистке поверхности от грязи и нанесении на нее грунтовки (если на металле есть ржавчина);
- Затем нужно взять материал, который будет использоваться. Чаще всего люди выбирают пенопласт, но можно применить и экструдированный пенополистирол, который намного тверже и имеет гладкую однородную поверхность. Подгонка заключается в подрезке элементов под конфигурацию поверхности, часто на ней есть уголки, выступы и другие элементы, на фото показан пример точной и аккуратной подгонки утеплителя;
- Приклеивание производится с помощью монтажной пены или специального клеевого состава, который наносится на обратную сторону, после чего листы прижимаются к поверхности . Для обеспечения наилучшего эффекта все щели и стыки заполняются пеной, ее излишки обрезаются после ее полного застывания;
- Почему-то во многих обзорах упускается такой важный момент как уплотнение стыков и примыканий. Для этого можно использовать специальный резиновый уплотнитель, а если найти его нет возможности, то можно взять автомобильную камеру, разрезать ее на полоски с делать валик из резины, который прибивается по периметру и отлично справляется с функциями уплотнителя .
Чтобы утеплить гараж своими руками, не нужно быть профессиональным строителем, этот обзор поможет вам разобраться во всех нюансах и качественно провести работы без посторонней помощи.
Вывод
Утепление гаража – комплексный процесс, в котором нет мелочей и каждая часть конструкции нуждается в отдельном внимании. Видео в этой статье поможет вам разобраться в некоторых особенностях работ еще лучше, а если у вас остались вопросы – задавайте их в комментариях под обзором.